бизнес журнал


«Не доводите до крайности»: синдром выгорания
«Не доводите до крайности»: синдром выгорания
Ощущение постоянного стресса, разочарования и эмоционального опустошения зачастую являются симптомами синдрома профессионального выгорания. 
Синдром выгорания - поэтапный процесс, который может развиваться в течение длительного времени. Это состояние эмоционального и физического истощения, вызванное чрезмерными нагрузками и длительным стрессом, что, в свою очередь приводит к разрушению личности и физическому износу организма человека.
Вследствие выгорания резко снижается производительность, человек становится непродуктивным, эмоционально подавленным, не может руководить, не может гарантировать результат своей деятельности, становится социально не адекватным. Безусловно, такое состояние мешает профессиональному и личностному развитию. Мысли о текущих проблемах на работе полностью поглощают сознание выгорающих людей, они не могут от них отключиться в свободное от работы время. В результате ситуация усложняется, сотрудники  становятся раздражительными не только по отношению к коллегами, но и к клиентам, партнерам, родственникам и друзьям. Теряется интерес и мотивация  к работе, снижается лояльность к компании, в которой трудится человек. 
Как вы думаете, насколько будет успешна ваша компания, если в ней работает команда эмоционально выгоревших людей?  
Ответ очевиден. Но готовы ли работодатели выделять необходимые ресурсы для решения такой не простой задачи?  А если речь идет о большом штате сотрудников… Так там вообще за всеми не  уследишь! Однако многие европейские работодатели уже давно пришли к выводу, что профилактика и своевременное выявление эмоционального выгорания обходятся компании гораздо дешевле, нежели финансовые потери и снижение конкурентоспособности из-за падения эффективности и производительности труда выгоревших сотрудников.  
Построить схему работы с синдромом выгорания в компании вполне реально. Не взваливая решение проблемы на плечи одного человека, например менеджера по персоналу, в процесс создания и поддержания здорового климата в коллективе необходимо вовлечь всех руководителей, в подчинении которых есть сотрудники. Сразу возникает вопрос, сможет ли руководитель  выявить эмоциональное выгорание у своих сотрудников, если он не в состоянии диагностировать его у самого себя? Сможет, если ему объяснить что такое синдром выгорания, как его предотвратить, как диагностировать и какие меры принимать в случае необходимости.
Как было сказано ранее, синдром выгорания развивается поэтапно.  По моему опыту и наблюдениям, на первых этапах человек не придает серьезного значения тому, что с ним происходит, поэтому первые стадии успешно закрепляются и стремительно переходят в следующие, все более усугубляя состояние. 
Эмоциональное выгорание.jpg

Именно на начальных этапах формируется гипертрофированное отношение к работе, особенно при достижении определенных результатов в стрессовых условиях (высокий уровень сложности задачи, нехватка ресурсов, в том числе временных и т.д.). Человек чувствует себя супергероем, он говорит «Да! я молодец! Я это сделал! Я работал без отдыха, но я это выдержал и справился!» Он думает, что чем больше он будет работать, тем будет более результативным, и как следствие взваливает на себя еще больше задач. Способность адекватно оценивать свои силы притупляется.
На этих стадиях часто возобновляется усталость, организму становится недостаточно ночного сна, чтобы восстановить силы. Появляются рассеянность, заторможенность, чувство тревоги, озабоченность и неудовлетворенность. Теряется способность радоваться, не хватает эмоций на общение. И если при таких симптомах человек думает, что ему надо просто выспаться или «дожить» до выходных, то он заблуждается. Уже на этом этапе необходимо заняться собой и поддерживать себя дополнительной энергетической подпиткой. 
На психофизическое состояние человека воздействует весь окружающий его мир: работа, партнеры, коллеги, семья, дом, физические нагрузки, питание и даже черты характера. 
Так, например, наиболее часто, синдрому выгорания подвергаются люди, наделенные такими чертами характера как:
  • Перфекционизм: всегда не достаточно хорошо, всегда надо сделать еще лучше
  • Пессимизм: пессимистичный взгляд на жизнь, на себя, на мир и на все происходящее вокруг;
  • Подозрительность и недоверие, отсюда - не умение делегировать задачи другим;
  • Завышенная/заниженная самооценка.
Мощнейшим источником выгорания является чрезмерная интенсивность, рабочие нагрузки и такие факторы как:
  • Отсутствие четкой постановки целей и задач со стороны руководства, авральный режим работы;
  • Отсутствие адекватной коммуникации с руководством: нет обратной связи о результатах работы, чрезмерная загруженность задачами, ненормированный график труда;
  • Дефицит  ресурсов, необходимых для реализации рабочих задач;
  • Непонимание  / непринятие системы мотивации;
  • Неопределенность ожиданий от личного вклада  и дальнейшего профессионального развития;
  • Не соответствие работы реальным ожиданиям: работа не соответствует уровню навыков и компетенций человека, не представляет для него никакого интереса;
  • Расхождение в ценностях: ценности компании не совпадают со шкалой ценности сотрудника; 
  • Конфликты;
  • Отсутствие социальной поддержки со стороны работодателя.                                        
Если коснуться образа жизни в целом, то, на мой взгляд, ключевой фактор, ведущий к выгоранию - это отсутствие навыка по управлению  личной эффективностью, и как следствие: 
  • Отсутствие баланса работа - жизнь. Работа занимает слишком много время. Не хватает времени для общения, отдыха, решения социальных вопросов, не хватает времени на семью.
  • Огромное количество обязанностей и отсутствие необходимого объема помощи со стороны других людей;
  • Большой поток негативной информации из внешних источников;
  • Отсутствие домашнего комфорта;
  • Недосыпание;
  • Диеты, не сбалансированное питание;
  • Отсутствие увлечений, хобби
и так далее.
Выгорание.jpg

Что делать, если вы осознали наличие синдрома выгорания у себя или своих сотрудников? Действовать. Изучить данный вопрос самостоятельно или при помощи специалиста. Выстроить систему работы с данной проблемой и регулярно держать ситуацию под контролем.
Вот лишь некоторые советы по профилактике выгорания на рабочем месте, которые помогут минимизировать риски возникновения стресса и выгорания лично вам и вашим подчиненным и коллегам:
  • Постройте систему получения обратной связи с руководством. Не стесняйтесь инициировать встречи и беседы. Не бойтесь обсуждать существующие проблемы, высказывайте свое мнение;
  • Ограничите свое общение с негативно настроенными людьми в компании;
  • Работайте, как говорил Стив Джобс «не 12 часов, а головой». Приходите и уходите с работы вовремя. Займитесь тайм- менеджментом, научитесь делегировать и расставлять приоритеты;
  • Научитесь говорить «нет», если вы не можете взяться за новую задачу, выполнить ее качественно и в поставленный срок из-за большой перегрузки другими проектами;
  • Перестаньте думать что вы - супергерой из американского блокбастера. У вас одна жизнь, вы имеете ограниченные ресурсы и вам необходимо их восполнять. Поэтому откажитесь от мысли «Я не заменим», «Если я не сделаю, то кто?», «Если я не сделаю, вдруг меня уволят». Поверьте опыту, вас скорее уволят, когда вы выгорите и не сможете быть результативным сотрудником. Заметьте, вам же предъявят претензию в том, что вы сами взвалили на себя непосильную ношу, а теперь вы устали и не можете работать;
  • Оцените ваш уровень профессиональных знаний и навыков. Пересмотрите ваши дальнейшие планы, в том числе связанные с развитием карьеры. Возможно, вам понадобится дополнительное профессиональное обучение, которое поможет быстрее и легче решать текущие рабочие задачи, а также достичь поставленных целей.
  • Занимайтесь тем, что приносит вам удовольствие. Многие люди говорят о том, что им не нравится их работа. Если нет возможности найти работу по душе, найдите хобби, которое будет приносить вам радость. 
В данной статье дано лишь краткое описание проблемы профессионального выгорания и шагов по её устранению. Для достижения положительного результата требуется более глубокое изучение методов диагностики и способов предотвращения выгорания. Важно, научиться беречь себя и своих сотрудников. Потому, что именно люди могут сделать ваш бизнес успешным!
Автор статьи: Надежда Ведерникова, директор по маркетингу компании «ЦНТИ ПРОГРЕСС»


18.10.2018 3.97 0


(Голосов: 13, Рейтинг: 3.97)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений

Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Я восхищаюсь редакцией «Chief Time», это настоящие профессионалы: во всём им хочется дойти до сути, ни одна малейшая деталь не остаётся без должного внимания. Они чувствуют своего собеседника, максимально точно улавливают всю информацию, а потом творят великолепный продукт на языке, понятном читателям...

Рамник Кохли (Ramnik Singh Kohli), глава Micromax Informatics в России и СНГ