бизнес журнал

Никита Непряхин, бизнес-тренер и телеведущий

Никита Непряхин, бизнес-тренер и телеведущий

Бизнес-тренер и телеведущий рассказал ЧД, как выстроить эффективную защиту от манипуляций в рабочем коллективе и почему человек, несущий скрытую угрозу, всегда улыбается

Никита, существует ли какая-то классификация манипуляций? Система, позволяющая предметно взглянуть на тему?

Безусловно, есть много разных классификаций. Я выделяю три вида манипулирования. Первый – это так называемая прагматическая манипуляция: человек ставит перед собой цель абсолютно реалистичную, меркантильную. Наверное, это самая понятная манипуляция: задайте себе вопрос, чего хочет добиться человек, и сразу все прояснится.

Второй тип – самый опасный и коварный – гедонистическая манипуляция. Она бесцельна, человек к ней прибегает ради достижения удовольствия. В коллективе такой манипулятор, как правило, любит подковерные игры, разговоры за спиной. Это печальная история, потому что в большинстве случаев гедонистическая манипуляция связана с серьезной психологической травмой, с компенсацией низкой самооценки, мотивом мести. Ну, и третий вариант – это встречная манипуляция, которая проводится с целью защиты и самообороны.

А можно сразу распознать манипулятора?

Маститого, опытного и талантливого – очень сложно. Потому что, чем выше уровень манипуляции, тем менее она заметна. Я люблю повторять одну фразу: ≪Если вам кажется, что вами никто не манипулирует, то вы в руках профессионала≫.

Ага, то есть с первого взгляда не получится, а если присмотреться? Чем он себя выдает?

Тут важно избавиться от стереотипов. Ведь как обычно представляют манипулятора? Злой, коварный Карабас-Барабас дергает за ниточки, а сам остается в тени. Но это же ерунда полная! Мы не тех боимся. Манипуляция всегда двулична, поэтому самый талантливый манипулятор – это, как правило, самый улыбчивый, открытый, позитивный человек в коллективе. Тот, про кого ≪никогда не скажешь≫. Ведь в чем реальная опасность манипуляции – она всегда неочевидна. Более того, 99% людей понимают под манипуляцией вовсе не то, чем она на самом деле является. Вот обращается ко мне человек: ≪Мой партнер меня обманывает≫. Но это – обычная ложь, здесь нет скрытого психологического воздействия.


НИКИТА НЕПРЯХИН – писатель, бизнес-тренер, ведущий программы «Кризисный менеджер» на телеканале «Домашний». Владелец тренинговой компании Business Speech. Провел более 1000 тренингов, семинаров и мастер-классов по аргументации и убеждению, публичным выступлениям и противодействию манипуляциям. Непряхин – персональный консультант топ-менеджеров крупнейших компаний, среди его клиентов Deutsche Bank, X5 Retail, «Сбербанк», «Норильский Никель», ВТБ и др. Автор бестселлеров «Аргументируй это!», «Убеждай и побеждай», «101 совет по противодействию манипуляциям» и др. Готовится к изданию новая книга «Я манипулирую тобой», в которой будет «представлена и систематизирована целая вселенная манипуляций».

А манипуляция предполагает именно воздействие на психику, это ее первый признак. Она затрагивает внутренний мир, чувства, какие-то болезненные струны. Продавец в магазине упорно советуем вам что-то купить: скидки, последний день акции и т.п. Задевается ваша корыстная струнка: халява, дешево, потом не будет. Второй признак манипуляции – ее скрытый характер. Внешне продавец вроде бы заботится о вас, желает вам блага. Третий момент – манипуляция всегда насильственна, человек не хочет покупать, а на него давят. И четвертое свойство: манипуляции всегда двулична, у нее есть внешнее проявление и истинная цель. Внешне она выглядит как дружеский совет ≪я вам по секрету скажу≫, а на самом деле у нее есть цель – безапелляционно продать то, что нужно продавцу. Но это – простенькая схема в одно действие, а бывают очень сложные ≪многоходовочки≫. Существуют невероятно ≪талантливые≫ манипуляторы, которые действительно добиваются своего, делая очень сложные, филигранные и ювелирные с точки зрения психолога ходы, абсолютно незаметные человеку.

Например?

Допустим, вы – руководитель, у вас в коллективе есть злостный манипулятор самого распространенного прагматического типа. И ему, например, не нравится ваш заместитель. И у него появляется цель: нужно выжить этого зама любой ценой. Может быть такое?

Да.

И тут всегда есть два сценария: я могу в открытую травить человека, оскорблять его, унижать, делать его жизнь невыносимой. Но подобные вещи легче проделыать над подчиненными. С начальством – сложновато. Да и наш герой, если он профессиональный манипулятор, никогда в открытую действовать не будет. Он сделает все настолько изящно, что даже претензии к нему будет не предъявить. Например, идет собрание, и тут манипулятор между делом говорит: ≪Слушайте, у нас, такой замечательный новый заместитель директора. Очень много работы, очень много задач, что даже не хватает времени следить за трендами. Вчера вот я Иван Сергеевичу рассказываю о бирюзовых организациях, а он думал, что я о цвете в буквальном смысле. Надо наше руководство беречь!≫.

Вот что он сейчас сделал? Вроде бы и комплимент сначала сказал человеку, и посочувствовал, и тут же исподволь навесил ярлык отсталого неуча. Он это проделает раз, два, три: приклеивание ярлыков – в чистом виде манипуляция. А на четвертый раз подстроит так, чтобы жертва вышла из равновесия. Например, неправильно назовет его имя. И как только цель будет достигнута, манипулятор начнет обращаться к аудитории: ≪Коллеги, ну, вы видите? Человек устал. Нет, Иван Сергеевич, я вас очень уважаю вас, но давайте будем смотреть правде в глаза. Вам нужно как-то держать себя в руках≫. И так далее.

У манипулятора всегда есть точка ≪А≫ и точка ≪Б≫, куда он должен прийти. Расстояние между этими точками называется сценарием манипуляции. Он может растянуться на недели, месяцы или даже годы. Но манипулятор всегда придет в точку ≪Б≫. Он добьется того, что человек не выдержит и уволится сам. Или все обставит таким образом, что того уволят. И самое ужасное, что потом жертва зачастую обращается за помощью к этому же манипулятору и говорит: ≪Слушай, представляешь, какая несправедливость! Меня уволили. Как же так?≫ А тот ему отвечает: ≪Я тебя предупреждал. Такая несправедливость! Слушай, а давай нашему гендиру прощальный ≪подарочек≫ от тебя сделаем!≫. То есть и тут манипуляции могут продолжиться.

Как понять, что нами манипулируют?

Ориентируйтесь на свои чувства: манипуляция всегда обращена к психологии, внутреннему миру, вашему эго.

А вдруг я – мнительный человек?

Нужно себе доверять. Как на Западе психологи учат людей противодействовать манипуляциям? Они прежде всего не о манипуляциях рассказывают, не о 15–20 самых популярных приемах и способах, хотя манипуляции могут иметь бесконечное количество вариаций. Они делают диагностику и выявляют, какие у человека есть слабые стороны, ≪струны≫, за которые сможет дергать профессиональный манипулятор. Это называется ≪мишень манипуляции≫. И свои мишени надо знать. Как только мы понимаем ≪так, он играет на моем тщеславии≫, или ≪вызывает чувство вины≫, или ≪мне начинают льстить≫ – вот тот ≪звонок≫, после которого стоит задуматься.

Хорошо, задумались. А делать что?

Надо учиться грамотно реагировать. Всегда есть два варианта поведения жертвы – это либо пассивная, либо активная форма. Например, в ваш адрес отпустили обидную шутку. Пассивный вариант – смолчать, уйти, зажаться. Активный – резко, по-хамски ответить: ≪Да ты вообще молчи! Да кто ты такой? Чья бы корова мычала≫. При этом многие не учитывают, что манипулятору выгоден и активный, и пассивный варианты.

Единственный способ разбить манипуляцию – это сломать сценарий. Нужно неочевидное действие, которого манипулятор не ожидает. Да, это сложно. Противостояние манипуляции – всегда очень серьезная аналитическая работа. Я сравниваю ее с военной стратегией: нужно понять, что представляет собой манипуляция, чего хочет добиться манипулятор, какого очевидного поведения от меня ждет, в какую мишень стреляет. Проанализировав все это, мы ломаем сценарий и тем самым эффективно противодействуем манипуляции. Есть ряд манипуляций, где единственным методом противодействия является встречная манипуляция – то есть соразмерный, адекватный ответный удар.

А можно показать, что мы раскусили манипуляцию?

Конечно! Это один из методов противодействие. Вот, например, очень распространенный сюжет: ваш деловой партнер оказал вам относительно мелкую, но приятную услугу. А теперь требует несоизмеримо большего: ≪Слушай, я ж тебе помог≫. И вроде неудобно человеку отказать. Многие вообще стесняются сказать ≪нет≫. Как этому противодействовать? Безусловно, стоит анализировать: на какую ≪кнопку≫ давит человек. И прямо ему об этом сказать: ≪Я правильно понимаю, ты меня просишь сделать то и то, потому что сделал для меня вот это? И с самого начала у тебя был такой расчет?≫ Таким вопросом мы уже вскрываем манипуляцию. Поставьте себя на место манипулятора: на какое-то время вопрос поставит его в тупик.

А если он нагло ответит: «да»?

Тогда он перестает манипулировать, все перейдет в сферу открытых прямых переговоров.

На тренингах вы учите противостоять манипуляциям. А наоборот, манипулировать – можно научиться?

Ну, во-первых, все мы в разных ситуациях выступаем как манипуляторы, кто-то с большим, кто с меньшим успехом. Но специально учиться этому – сомнительная задача. Начнем с того, что манипуляция опасна. Есть безобидные версии, но мы говорим про многокомпонентные сценарии, которые приклеивают ярлык, разрушают карьеру, могут довести до самоубийства. Такая манипуляция – всегда зло. Есть иллюзия: если я манипулятор, я легко всего добьюсь. Может быть. Но я более чем уверен, что даже максимально искусный манипулятор обречен на одиночество в конечном итоге. Манипуляция исключает паритет, взаимный выигрыш, она всегда производится в одностороннем порядке. И не бывает такого, что жертва бесконечно долго ведется на манипуляцию. Рано или поздно даже самого изощренного манипулятора вычисляют.

Резюме

• Самая понятная манипуляция – прагматическая: задайте себе вопрос, чего хочет добиться человек, и сразу все прояснится.

• Более опасный вариант – гедонистическая манипуляция. Она бесцельна, человек прибегает к ней ради достижения удовольствия.

• Выясните свои слабые стороны, «струны», за которые сможет дергать манипулятор. Это мишень для манипуляций. А свои «мишени» надо знать.

• Есть два варианта поведения жертвы – пассивная, либо активная форма. При этом многие не учитывают, что манипулятору выгоден любой из этих вариантов.

• Единственный способ разбить манипуляцию – это сломать ее сценарий. 

(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений




Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Важной отличительной чертой Chief Time является подход редакции к материалам: они уделяют особое внимание персонам с интересными и нестандартными идеями в работе и своей жизни в целом...

Филипп Кальтенбах, генеральный директор ООО «Индезит РУС»