бизнес журнал

Эдуард Тиктинский, Председатель Совета директоров компании RBI

Эдуард Тиктинский, Председатель Совета директоров компании RBI

Председатель Совета директоров компании RBI, известный предприниматель рассказал ЧД о том, на какие кнопки не позволяет нажимать социуму, почему ценит баланс между интуицией и знанием и какими смыслами наполняет деятельность

Когда только начиналась ваша карьера, ваша предпринимательская деятельность, о чем вы думали? Как выстраивали свое будущее?

Я иногда читаю какие-то истории о предпринимателях, и меня удивляет, насколько четко они что-то выстраивают. На самом деле, когда я только начинал, в 19 лет, трудно было что-то выстраивать. Было большое желание стать социально успешным и зарабатывать. Собственно, с этого все и начиналось. Другое дело, что со временем эта потребность была быстро реализована в значимой мере.

Молодым ребятам, которым 20–25 лет, наверное, тоже хочется быть успешными, реализовываться, достигать каких-то целей. Проходит каких-то 20 лет, мечты и желания трансформируются. Им бы понять, во что они трансформировались.

Постепенно материальные потребности переходят в идеальные потребности: служение, помощь людям, помощь миру. Всему свое время. Вполне нормально, что большинство людей в 18–20 лет думают о том, чтобы встать на ноги, потому что это пирамида Маслоу. Никуда не деться. Для того чтобы человек начал думать о более широком круге людей, ему сначала нужно обеспечить себя. Если у него есть семья, то обязательно еще семью и свой ближний круг. Двигаться надо постепенно.

Видите ли, сильно изменилась бизнес-среда. Тогда требовались серьезные волевые качества, чтобы принять решение заниматься бизнесом. В общем-то, все лежало у твоих ног, не требовалось много денег, нужны были идея и трудолюбие. Сейчас ситуация изменилась в этой части. Бизнес стал высококонкурентным, поэтому нужна не только воля, но и квалификация. Надо учиться, порабо- тать где-то, получить профессию или ремесло, посмотреть, как происходит эта деятельность в большой компании. Конечно, если ты не обладаешь какой-нибудь потрясаю- щей бизнес-идеей, которую ты готов сходу реализовать, в которую веришь.

Если говорить про ценностную шкалу, то в силу того, что сейчас скорость перемен выше, по сути, мы говорим о смене поколенческой. Ребята, которым сейчас 20–25 лет, и я, которому 45, – это разные поколения. Для них очень важно чувствовать себя хорошо, равновесно, они в мень- шей мере готовы все поставить на кон. А в наше время мы готовы были упахиваться для лучшего будущего. Молодое поколение сегодня хочет жить здесь и сейчас, они не хотят откладывать жизнь на потом, поэтому ценят элемент потока, хотят получать удовольствие от того, что делают. Я считаю, это правильно. Мир развивается лучше, если люди не просто впахивают, но думают о том, чтобы получать удовольствие от своей работы.

Мне тоже кажется, что это правильнее. Потому что, если ты движим только амбициями, ты все-таки немножко зашорен. А когда ты взвешиваешь себя в этом пространстве, в этих потоках, ты адекватен жизни, более спокоен, не травмируешь себя. И можешь принести окружающему миру больше.

Если взять целевое бытие, причем совокупное целевое бытие – например, «я хочу быть богатым», и вот человек все ставит на кон, свою жизнь, свое здоровье… Вот Стив Джобс – очень хороший пример. Когда он умирал, говорил, что все это неправильно и не стоит того, что упущено. И тем не менее, он добился потрясающих успехов. Человек, который ставит на такое целевое бытие, может быть очень успешным. Если он имеет волю, если он имеет хороший интеллект, он может быть очень успешным. Другое дело, чем он жертвует. А количество денег не имеет значения, уж с какого-то уровня точно не имеет значения.

Сколько ты людям принес и насколько улучшил их жизнь – стоит это твоих сердечных переживаний или здоровья? Или не стоит?

Это очень простой ответ, он не взвешивается. Это просто твое мироощущение, твое состояние от того, что ты делаешь. Его не взвесить ни с чем. Я много встречаюсь с молодыми предпринимателями, студентами. После выступления ребята подходят, задают много вопросов, мы беседуем в персональном режиме. С одной стороны, я чувствую себя усталым, с другой – абсолютно уверен, что делаю важное, и мне от этого хорошо. И вот это внутреннее ощущение и понимание дают мне силы. На самом деле я верю в простое правило: ты получаешь больше, чем отдаешь. Чем больше отдаешь, тем больше энергии получаешь. Если ты делаешь осмысленное дело.

Как человеку уловить, что он сделал правильно? Обязательно получить обратную связь?

Это хороший вопрос. Вот у меня работал один менеджер, он уделял время своему личностному развитию, я с ним занимался коучингом. Он задал вопрос: как же так? Вот моя подруга выбрала дауншифтинг и сейчас работает в какой-то благотворительной организации, и ей столько людей говорят спасибо. И она признается, что наконец-то чувствует себя на месте, потому что получает благодарность. Я этому человеку задал такой вопрос: где кнопка? Что я имел в виду – что очень важно растить в себе внутреннего человека, внутреннее управление, чтобы социум не мог жать на твои кнопки. Чужое мнение важно от профессионалов в той или иной области. Но в итоге оценку ты должен дать себе только сам. И с этой точки зрения не столь важна признательность людей. Важно внутреннее ощущение своей правоты. Хотя, если ты получаешь безусловную и искреннюю обратную связь, безусловно, это придает тебе сил.

Хочу поделиться с вами очень значимым для меня событием. На одном из мероприятий после моего выступления ко мне подошла девушка, подарила книжку и сказала, что ее парень не смог прийти, но мое выступление в 2000 году в Политехническом университете полностью изменило его жизнь. И он мне написал письмо на трех страницах о том, как стал предпринимателем, и что у него сейчас три бизнеса, и на основе чего он строит эти бизнесы. Конечно, это наполнило меня дополнительными силами. Таким образом, мир дал мне обратную связь.

Какие правила позволили вам добиться серьезных результатов?

Ну, вообще для любого человека в предпринимательстве два ключевых качества – это наличие воли и наличие интеллекта. У каждого свой баланс одного и второго, но без этих составляющих в длинную бизнес уже не удержать. Я упорен, трудолюбив, мне очень нравится работать с людьми, и мне очень важно, с кем я работаю, для меня очень важны смыслы, и чтобы моя команда разделяла мои ценности.

За время существования журнала мы провели тысячи интервью, и люди, которые действительно добились каких-то результатов, часто говорят, что обычно опираются не на интеллект, когда принимают решение. Где-то что-то показалось, что-то почувствовал… У вас как?

У меня нет задачи выбрать. Иногда я чувствую, что надо принять вот такое решение. Оно может быть не подкреплено цифрами, но я чувствую, что оно правильное. Со временем я все больше ориентируюсь на интуитивные решения. Это правда.

При этом чаще всего очень важно следовать определенным правилам. Можно поддаться какой-то бешеной идее, какому-то интуитивному озарению, но в большинстве случаев сначала, чтобы творить, ты должен овладеть ремеслом. В базе – ремесло. А дальше уже творчество, когда о ремесле не надо думать, потому что оно перешло в автоматизм.

Но тут еще в процессе освоения ремесла не утерять бы какую-то свою часть со звоночками своими…

Да. Я еще раз говорю, что предприниматели очень разные, и у каждого свой набор интуитивной и интеллектуальной составляющей. У некоторых на старте это в меньшей степени развито, и люди в этом направлении работают. Кто-то, наоборот, имеет очень сильную интеллектуальную составляющую.

Я бы в нашем разговоре сделал резкий такой разворот в сторону. Когда мы говорим об интуитивной составляющей, это о личностном развитии человека, о его духовном росте. Интеллектуальные способности развиваются, когда человек занимается собой. То есть собой не как профессионал и предприниматель, а как человек. И тут уже вступают в силу правила жизни. То есть, насколько правильно он живет. Энергетические практики, способность к концентрации, способность воспринять любое событие как знак и сигнал, не ставя ему плюс или минус. Способность держать удар – это не значит собраться и терпеть, это значит просто доверять жизни, понимать, зачем тебе то или иное испытание пришло. Это навыки уже зрелого человека. Конечно, предпринимателю это важно, потому что на нем особая ответственность, за ним стоит коллектив.

Ну, вот тут мы плавно вернулись к вопросу о смыслах. Продолжите, пожалуйста, свою мысль о наполненности смыслами. Какими?

Сейчас много дискуссий идет на тему того, каковы новые парадигмы в корпоративной культуре и бизнесе в целом. Меня в свое время коллеги спрашивали, куда мы идем, какую долю рынка должны держать, в чем мы должны быть самыми лучшими. Для меня это были сложные вопросы, потому что я просто не думаю в таких категориях. Пару лет назад появились две очень интересные книги, это «Великие, но небольшие» и «Открывая организации будущего» – о зеленых и бирюзовых организациях. Они мне помогли ответить на эти вопросы, потому что компании, о которых рассказывается в этих книгах, не ставят вопросы таким образом. Какие тогда смыслы возникают? Смыслы возникают, когда организация как некая сущность взаимодействует со всем миром. В первую очередь – с сотрудниками, во вторую – с клиентами, в третью очередь – со всем миром. Мы не говорим о том, что компания должна быть клиентоориентированная. Она должна быть в целом ориентирована на людей. Для меня важно, чем живут мои сотрудники, для меня важно, чтобы они разделяли смыслы, чтобы делиться с ними тем, что я знаю в области энергетических практик. Здесь есть очень тонкая грань, ты не в праве ничего навязывать. Но, с другой стороны, я хочу делиться и рассказывать о хороших результатах, которые мы проводим в рамках нашей управленческой команды. Поэтому смысл в том, что люди растут внутри компании, в том, что клиенты счастливы, в том, что ты не вступаешь в конфликт с другими группами, которые компания затрагивает так или иначе. Смысл в красоте и радости, благодарности, восхищении и гордости.

Как вы относитесь к такому явлению, как конкуренция?

Я думаю, что конкуренция уже в прошлом. В рамках нашей деятельности для нас главное ориентироваться на себя, на то, что мы несем миру, какой продукт мы делаем, как реагируют наши клиенты, горды ли наши сотрудники. С этой точки зрения вопрос наших конкурентов носит довольно прикладной характер в части, пожалуй, ценообразования. Хотя мы – премиальный девелопер, то есть во всех сегментах рынка, где мы присутствуем, мы стараемся давать более высокий уровень сервиса, более качественный продукт. Мы стремимся по большей степени ориентироваться на себя. Как говорил Николай Константинович Рерих, сегодня быть чуть лучше, чем вчера, а завтра быть чуть лучше, чем сегодня.

Время конкуренции прошло?

Оно проходит, а для ведущей компании, для выдающейся компании оно прошло.

У вас есть свои правила работы с сотрудниками?

Я не оперирую какими-то правилами. Поскольку компания у нас достаточно большая, мне важно к каждому человеку относиться заинтересованно. Видеть в человеке не винтик какой-то машины, а личность. Я уже говорил, что очень важна единая система ценностей, поэтому огромную роль в командообразовании играют система отбора и система адаптации. Чтобы люди, приходящие в компанию, понимали, что система ценностей является ключевым элементом корпоративной культуры, каркасом компании как таковой.

Какие бы советы вы дали себе двадцатилетнему?

Я бы сказал: люби свои кризисы и не бойся ошибок. Будь уверен, что из них ты извлечешь максимум, они тебе даны не просто так. 

Интервью с Эдуардом Тиктинским на канале «Человек Дела»

Часть 2


Интервью: Тимофей Кареба
Фото: Юрий Цой
Материал опубликован в журнале «Человек Дела» №2 (20), апрель-май 2018


(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений




Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Благодаря совместной работе HeadHunter и Chief Time были реализованы новые проекты, которые позволили нам приобрести новых клиентов...

Сахарова Юлия, генеральный директор HeadHunter Северо-Запад