бизнес журнал

Василий Толстиков, Председатель совета директоров ООО «Ecofish»

Василий Толстиков, Председатель совета директоров ООО «Ecofish»

Председатель совета директоров ООО «Ecofish», лауреат бизнес-премии «Шеф Года – 2015» в номинации «Импортозамещение» – о предпринимательских секретах, культуре потребления и жизни как деле

Говорят, треска – чуть ли не самая полезная рыба в мире?

Правда! Треска считается «царь-рыбой» среди морских рыб благодаря обилию содержащихся в ней витаминов и других полезных компонентов. Кроме того, это абсолютно экологически чистый продукт, вылавливаемый преимущественно в северных морях. Потребление трески, например, в Европе или в США – огромно. У нас несколько меньше, но во многих кухнях, особенно европейских, средиземноморских, треска – это редкое, дорогое и престижное блюдо. В частности, в Испанию или Португалию поставляют подсоленную треску, из которой они пекут свои знаменитые пироги на Рождество.

Ваше предприятие занимает около 30% рынка Португалии по треске.

Да, от дилеров есть такие данные. По подсоленной рыбе наша доля составляет порядка 30% рынка Испании и Португалии. Не будем жаловаться и говорить: «Хотелось бы лучше». Все-таки предприятие существует 12 с лишним лет, является надежным поставщиком рыбы в Европу, имеет все необходимые сертификаты качества по европейской классификации и, безусловно, хорошо функционирует.

Кстати, так получилось, что решение о выходе на российский рынок было принято до введения рыбного эмбарго и программ импортозамещения. Мы встретились, посидели, подумали и поняли, что уже пора. Эти мысли существовали давно, просто требовались определенные вложения и время. Хотелось поставлять на российский рынок максимально высококачественный, конкурентоспособный продукт.

Мурманский завод – наследник того старого завода, который работал почти весь двадцатый век?

С 1934 года это была самая большая в Советском Со- юзе фабрика по копчению рыбы.

Кстати говоря, «ЭкоФиш» – отличное название!

Спасибо. Название придумали специально для российского рынка, но я надеюсь, что в скором времени оно будет общим.

А вы его проверяли по мадридской системе регистрации торговых марок?

Его достаточно сложно зарегистрировать по той простой причине, что само по себе сочетание слов достаточно распространенное. Но нам было важно подчеркнуть высокое качество с точки зрения экологической чистоты поставляемой нами рыбы. Здесь главное, чтобы продукт был хороший, вкусный и узнаваемый, остальное приложится. К слову, кое-что у нас запатентовано, в том числе определенные детали упаковки и логотипа.

img471.jpg

ВАСИЛИЙ ТОЛСТИКОВ родился 21 января 1971 года в Ленинграде. Окончил ИНЖЭКОН. Учредитель ООО ТФТ «Партнер-Групп» с 2006 года. Генеральный директор ООО ТФТ «Партнер-Групп» с 2016 года. Учредитель ООО «2Т» с 2013 года. Учредитель ООО «ЭкоФиш» с 2014 года. Учредитель ООО «ИКТ» с 2016 года. Учредитель ООО «Кулинарная мастерская Александра Князева с 2017 года. Учредитель и президент Общественной организации «Северо-Западная межрегиональная федерации хоккея». Хобби: рыбалка, хоккей.

Технология заморозки рыбы какова? На части судов сразу производится заморозка, а часть судов вылавливают треску, пикшу или зубатку, везут ее на берег, и уже там она обрабатывается?

Рыба доставляется на берег в свежем виде и практически сразу перерабатывается. У нас ультрасовременное производство, и установлено очень хорошее оборудование. Мы применяем исключительно технологию шоковой заморозки.

Не так давно было проблемой найти нормальную замороженную рыбу, особенно если ее доставляют откуда-то из Азии. Это либо химикаты, которыми она пахнет, либо огромное количество глазури и льда внутри. Есть очень много маленьких секретов, при помощи которых недобросовестный производитель извлекает дополнительную прибыль из плохого продукта подобного рода. И все это происходит за счет потребителя. 

А люди хотят качественный продукт, попробуют такое – и перестают покупать.

Вот поэтому мы и находимся там, где находимся – в премиум-сегменте. Мы вынуждены так себя позиционировать, хотя с удовольствием предлагали бы более бюджетные варианты. Но пока это не очень получается – не будет продаваться. У российского потребителя уже имеется высокий уровень скепсиса в отношении относительно недорогой замороженной рыбы. Отсюда и отсутствие культуры потребления, ее развития. Люди любят покупать охлажденную рыбу на льду. В свое время этот вопрос поднимался, и сейчас он остро стоит перед Росрыболовством: ввести отдельные ТУ или ГОСТы на подобную размороженную рыбу.

Чтобы перестали размораживать?

Да, и лишили сети – и продавцов, и поставщиков – возможности некорректно использовать формулировку «охлажденная рыба». Когда видите в Санкт-Петербурге «охлажденную» треску, знайте, это практически невозможно. Сами подумайте: до Мурманска полторы тысячи километров, а район вылова – еще сутки от берега. Улов надо расфасовать. Кроме того, любая рыба какое-то время проводит на складе, чтобы только потом попасть на прилавок... Она просто испортится без заморозки.

Под «свежей» я понимаю рыбу, которую ты в течение 3–4 часов после вылова съел. Далее уже будет охлажденная. Но получается, что в наших условиях качественная заморозка зачастую значительно безопаснее, лучше и даже вкуснее охлаждения. Говорю это очень ответственно.

Одно время мы занимались поставками свежей рыбы в наш ресторан с собственного флота, но бросили это. Потому что, когда доставляли нашу же собственную охлажденную рыбу, шеф-повар тут же большое количество отбраковывал. По одной простой причине: даже если все делать в режиме аврала, меньше двух суток никак не получается.

У меня сейчас в ресторане вся рыба свежезамороженная из Мурманска. И мы не пишем, что это охлажденная рыба, потому что мы неправду людям не говорим. 

Какие потребовались организационные решения, а потом решения по внедрению для того, чтобы заработали новые линии на вашем производстве?

Потребовалось купить усиления, дополнительные мощности по упаковке, по филетированию и разделке. Вопросы по наладке, по технологичности, по вхождению в сети – все одинаково сложные. Технологические вопросы, естественно, решить проще, это просто деньги. 

Существует большое количество финансовых решений, которые нам необходимо принять в ближайшем будущем, чтобы максимально улучшить весь процесс в целом. Что же касается вхождения в сети, это, безусловно, трудоемкая история другого рода.

Деньгами не решается?

В данном случае я могу сказать, что если бы мы не были предприятием с тем бэкграундом, кото- рый у нас есть, то, скорее всего, ничего бы не получилось. Но надо понимать, что когда у тебя бизнес по поставке рыбы, ты можешь позволить себе сколько угодно долго выходить на рынок, потому что есть своя собственная производственная база. И все равно было тяжело.

В каких сетях вы сейчас присутствуете?

Среди наших партнеров несколько сетей, в том числе: «Лента», «Интерторг», «Спар», «Призма», «Экспресс Ритейл», «Гиперглобус», «Твой дом», «Авоська», «Магнолия», «Кировский». Этих результатов мы только сейчас добились. Процесс непростой, потому что даже после того, как ты договорился, нужно все отладить, приспособиться к системам учета сетей, к их логистическим программам. Нам нужно учиться ритмично отгружать, потому что рыбопродукт имеет определенный срок хранения. А когда ты непосредственно производитель, то у тебя есть огромное количество побочных факторов: сезон штормов, ветра или просто рыба ушла в другой район. Сети накладок не переносят, а ритмичность поставок необходимо обеспечивать. Это серьезная задача. К счастью, у меня есть такой партнер, как Александр Лунцевич, который превосходно справляется со всей основной работой в части производства. Мы работаем вместе много лет – это пример надежного и честного бизнес-партнерства, в котором все построено на доверии друг другу.

БРЕНД «ECOFISH» основан в 2014 году. Специализация компании – производство филе и продукции филейной группы свежемороженной трески, пикши и зубатки. Головной офис находится в Санкт-Петербурге, а производство и флот базируются в Мурманске. Общее количество сотрудников – около 300. «Ecofish» является одним из основных производителей замороженного подсоленного филе трески, компания охватывает 30% рынка Испании и Португалии. «Ecofish» занимается развитием собственного хозяйства на акватории Ладожского озера в Сортавальском районе с 2013 года. Своим главным достижением «Ecofish» считает вхождение в крупные сети и дальнейшее расширение списка партнеров.

Что, с вашей точки зрения, в партнерстве крайне важно?

Честность. Когда уровень профессионализма и интересы людей сходятся в одной точке и принимается решение что-то делать вместе, дальше важна только честность.

Что было сложнее: технологии вхождения или работа с коллективом?

Любое дело, когда ты делаешь его хорошо и качественно, всегда идет непросто. Везде есть множество нюансов. С тем же коллективом… Нужно было перестроить его под работу с другими ритмами, вообще с другим продуктом, потому что то, что грузится на экспорт, – это большие сегменты, упакованные в коробки. А то, что грузится сейчас на внутренний рынок, на Россию, – это товар более узкого профиля, отдельные упаковки по 400 граммов. Такая разница в поставках требует перестройки всего технологического процесса.

Сколько времени ушло на то, чтобы наладить весь процесс?

Около двух лет. Это многовекторное развитие одновременно во всех сферах. Но, безусловно, на данный момент мы добились того уровня, на который изначально планировали выйти с поставками. То, что мы можем отвечать за качество, это точно. 

Как вы сами относитесь к рыбе?

Я сам очень люблю рыбу, но только если речь идет именно о хорошем продукте. Волей судеб случилось так, что начало поставок Ecofish сошлось в одной точке с открытием моего ресторана RoseMary, которому просто предопределено было стать рыбным. Это дало возможность предлагать людям по-настоящему вкусные блюда из северной рыбы и морепродуктов, качеству которых я на все сто процентов доверяю. Безусловно, один ресторан довольно затруднительно назвать бизнесом. RoseMary – скорее хобби. Мне нравится хорошо кормить людей и менять их отношение к рыбе в целом.

На мой взгляд, у нас вполне получается представлять достойный ассортимент на ресторанной площадке, и мы останавливаться на достигнутом не планируем.

Есть ли у вас такая формулировка, как «дело моей жизни»?

У меня несколько другая философия: я считаю, что жизнь и есть дело. Бывает, что человеку повезло и есть какое-то одно дело, которое является смыслом его жизни. Хотя, как по мне, все-таки скучно видеть смысл жизни в чем-то одном, не так ли?

Представьте, что у вас появилась возможность дать три коротких совета самому себе, когда вам 21–22 года и жизнь только начинается...

Один совет – учиться. Раньше, больше. Мы учимся всю жизнь, но иногда времени не хватает. Мы же пережили шок в 1990-е, и неожиданно все стали предпринимателями, начали что-то делать. В половине случаев двигались во тьме. Безусловно, наделал ошибок и глупостей, которых можно было избежать, будь я постарше, поумнее или поученее.

У вас есть предприятие, которое отгружает очень большие партии в Европу и Россию. «Ecofish» расширяется, и вдруг вы делаете ферму в Карелии, где разводите форель.

Почему нет? Здесь нет никакого антагонизма. Есть определенные возможности, это происходит, и все. Форелевой ферме четыре года. Там все время идет строительство. Тем более это предприятие нулевого цикла, то есть малек выращивается непосредственно из икры. Таких предприятий мало – это трудоемкий процесс. Планируем строительство еще одной фермы, где будем разводить сига.

Какие еще у вас планы?

Первое – это расширение и рост. Все вместе – рыбное производство и фермы – в ближайшее время станут работать под единым брендом «Ecofish». Второе – планируем вхождение в новые сети и рост продаж. Сейчас будут закладываться новые корабли у нас в России. Соответственно, появится дополнительный объем. В ближайшем будущем станем пытаться с этой продукцией выходить и на европейский рынок, и на мировой. Сделаем упаковку с надписями на английском, сертифицируемся и стартуем. Рост, развитие, сохранение безупречного качества. Таковы планы «Ecofish» на будущее.

Интервью с Василием Толстиковым на канале «Человек Дела»


Интервью: Тимофей Кареба
Фото: Юрий Цой
Материал опубликован в журнале «Человек Дела» #2 (20), апрель-май 2018
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений




Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Важной отличительной чертой Chief Time является подход редакции к материалам: они уделяют особое внимание персонам с интересными и нестандартными идеями в работе и своей жизни в целом...

Филипп Кальтенбах, генеральный директор ООО «Индезит РУС»