бизнес журнал

Андрей Курпатов: «Управляйте мышлением»

Андрей Курпатов: «Управляйте мышлением»

Психиатр, глава собственного бизнеса, писатель, философ, мыслитель рассказал ЧД о том, чьи мозги ищет руководитель, почему спасение умных – в объединении и зачем ловить дикого жеребца

Тема софт-скилов, или мягких навыков нуждается в представлении. Что это такое, на ваш взгляд?

Мое мнение частное, я сам этим термином не пользуюсь. Но если говорить об устоявшемся представлении, то под жесткими (hard skills) понимаются сугубо профессиональные навыки, то есть связанные с выполнением тех или иных профессиональных действий. У бухгалтера свои навыки, у программиста или врача свои. То, что называется ≪soft skills≫, или мягкими навыками (хотя не знаю, почему они ≪мягкие≫, они самые жесткие на самом деле), – это навыки коммуникации, креативности и управления. Но, в конечном счете, это всегда вопрос эффективного мышления. И это самое слабое звено. Вспомните первый эксцесс четвертой технологической революции: 2010 год, какой-то трейдер на нью-йоркской бирже выставляет на продажу слишком большой пакет ценных бумаг европейской экономики, и компьютеры, которые в тот момент уже играли на бирже вместо людей, восприняли это как кризис и обвалили сначала Dow Jones, а потом и греческую экономику. Человеческий фактор становится просто опасным. С ростом технологий возрастает цена человеческой ошибки. Вот поэтому софт-навыки, в особенности навыки мышления, совсем не мягкие. Они слишком не софт.

Какие мягкие навыки необходимы человеку в предпринимательстве?

Руководитель – это самая сложная работа. Считается, что такие люди зарабатывают хорошие деньги, а значит, должны быть всегда счастливы. Но это заблуждение: нет более расстрельной должности. Ты должен все держать в голове, твоя работа не прекращается никогда – ни днем, ни ночью. Это огромная психологическая нагрузка, которая, конечно, может приводить к переутомлению, выгоранию и нервным срывам. Если мы говорим о корпоративном бизнесе или производстве, то здесь требуются навыки взаимодействия с людьми, но это не абстрактный гуманизм. С гуманизмом вы ничего не построите. Бизнес – это агрессивная, по существу, военная структура. Можно, конечно, говорить, что все прекрасные, обожаю своих сотрудников, но зачем мы врем?

Каждый руководитель испытывает гигантское количество проблем со своей командой. Он делегирует – они не справляются, говорят, что поняли, а на самом деле не поняли, и так далее. Софт-навыки – это способность завоевать авторитет, умение развивать своих сотрудников. Если они не растут, значит – они умерли, так как мы находимся в конкурентной среде. Вот что такое софт-навыки. Это вам не психотерапия, не погладить по головке.

Найти хорошие мозги – все равно, что грамм золота намыть из тонн песка. Да, это очень примитивный способ. Можно еще растить лидеров из своих сотрудников. А для этого нужно развивать у них навыки эффективного мышления.

То есть главный мягкий навык – это развитое мышление?

Про мышление нужно понять следующую вещь. У нас у всех есть мышление, и оно работает. Если вы добились каких-то результатов в жизни, бизнесе, управлении, социальных контактах, – значит, у вас очень неплохое мышление. Проблема в том, что мышление работает неосознанно для вас. Вы являетесь просто свидетелем того, что надумал мозг, учитывая все факты и складывая их в итоговый результат. Но вы можете и осознанно направлять свое мышление.


АНДРЕЙ КУРПАТОВ – президент Высшей школы методологии, основатель интеллектуального кластера «Игры разума», российский врач-психотерапевт, телевизионный продюсер. Родился 11 сентября 1974 года в Ленинграде в семье военных врачей. В 1991 году окончил Нахимовское военно-морское училище. В 1997 – Военно- медицинскую академию имени С.М. Кирова. Известен как популяризатор психотерапии: автор и ведущий первого и наиболее успешного на отечественном телевидении психологического ток-шоу. Автор более 30 популярных книг, изданных на семи языках, более 100 научных статей и монографий по психотерапии, философии, методологии и культурологи.

Допустим, вы думаете: надо вести здоровый образ жизни, это же так хорошо. Но хочет ли этого ваш мозг? Нет, ему вообще что-то менять не нравится. И вы вдруг находите миллион объяснений, почему делать этого не будете. У вас раздвоение личности? Нет, вы просто не управляете своим мышлением, и мозг не хочет вам содействовать. Метафорически обуздание собственного мышления можно представить следующим образом: бегает красивый жеребец по дикой степи – это мышление; поймайте, приручите его, и он отвезет туда, куда вам надо.

Как управленцу помочь своей команде в развитии мягких навыков?

Надо вообще понимать, что люди делятся на три группы – это три типа мышления, создающие три разные модели мира. Они радикально разные. Я их называю конструкторами, центристами и рефлекторами. Одни строят очень сложные системы, но не видят их в целостности – это конструкторы. Центристы видят сущность, но потом очень много психологизируют, добавляют лишнего, страдая ошибками атрибуции, как сказали бы социальные психологи. Третьи, рефлекторы, очень чувствительны к средовым факторам, это, можно сказать, интуитивный тип. Люди разных Типов мышления требуют к себе совершенно разных подходов, и нужно понимать, как пользоваться сильными и слабыми сторонами мышления членов вашей команды.

Как же все-таки сделать свое мышление эффективным?

Очевидно, что качество мышления человека зависит от того, насколько хорош его контакт с реальностью. Мышление – это не глупое фантазерство, а четкое понимание того, что происходит на самом деле. Если мы говорим про бизнес-аудиторию, про топ-менеджмент, то эти люди имеют самый плотный контакт с реальностью, который только можно представить. Поэтому бизнес – лучшая среда, где мышление можно оттачивать.

Предприниматели способны составить питательную почву для развития мышления в обществе. Но это будет возможно лишь при условии кооперации представителей бизнеса. Бизнесмены должны осознать себя социальным классом, от которого зависит не только экономика и наличие рабочих мест, но и здравость в головах граждан. В конце концов, именно бизнес заинтересован в производстве умных людей.

До сих пор все социальные системы и общности – церковь, семья, компания, правительство – воспроизводили одни и те же матрицы. Но время чудовищно ускоряется. В мире человека цифровой эпохи не работают системы из прошлого. Французский  философ Жиль Делёз еще лет 30 назад написал: ≪Мир утратил свой стержень≫. Прежние иерархии не работают: мы собираем, а все разъезжается. Формируется новый способ социального взаимодействия.

И он не подразумевает никакого объединения?

Есть общества, в которых навык социальной кооперации как бы вложен в культуру. В южной, католической Европе – через семью, клан. Чего стоят мафиозные кланы, например. В северной Европе – в рамках протестантской традиции. Мы же всего полторы сотни лет назад вышли из рабства, потом снова в него вернулись, снова вышли…

Весь цивилизованный мир организован профессиональными ассоциациями, мы же разбредаемся по своим берлогам, охраняем свои шесть соток в полной уверенности, что так и надо. В этом плане бизнес не исключение. Бизнес нуждается во внутренней кооперации, чтобы работать над формированием в обществе прослойки умных людей.

Пора осознать риски, связанные с массовым оглуплением людей в обществе. Что в таком обществе делать, как такие люди будут работать, как мы сможем ими управлять? Если бизнес этим не озадачится, никто этого не сделает.

Но если сегодня общество тяготеет к развалу системы лидеров, а мы вроде бы привыкли так жить, когда каждый сам по себе, то не напрашивается ли вывод, что мы можем стать новой моделью? И может быть, будущее не за ассоциациями, не общностями, а за чем-то другим?

Вопрос хороший. Но я здесь выражу обоснованное сомнение. Общество сейчас переживает процесс фундаментального расслоения: восемь человек в мире обладают состоянием, равным состоянию 3,5 миллиарда других людей, половины населения Земли. Фактический уровень жизни людей постепенно снижается. То же самое происходит среди умных и глупых. Количество умных становится меньше, они занимают микроскопическую часть социального спектра, а дальше – огромное количество идиотов. Современному человеку все сложнее видеть ситуацию в целом, оценить риски принятых решений. Что, впрочем, не мешает им вести оживленные дискуссии и что-то постить в фейсбуках.

Демократия в отсутствии ума и образования – это катастрофа. В демократических Афинах казнили Сократа – толпа из пятисот человек проголосовала за смертный приговор, потому что он, мол, не признает богов. Демократически проголосовали. Ничего не напоминает? Плюнуть в вечность – дело не хитрое. У нас должна быть стратегия, которая позволит создать управленческую, интеллектуальную элиту, людей, способных даже в нарастающем безумии удерживать систему на плаву. Потому что дальше все станет еще сложнее.

Резюме

• Если вы добились каких-то результатов в жизни, в бизнесе – значит, у вас очень неплохое мышление. Проблема в том, что мышление работает неосознанно для вас.

• По моделям когнитивного мира люди делятся на три группы: конструкторов, центристов и рефлекторов. Поймите, к какому типу относитесь вы, и к каким типам принадлежат члены вашей команды.

• Развивайте мышление в решении собственных задач.

• Качество мышления развито настолько, насколько оно сопряжено с реальностью человека.

• Бизнес – лучшая среда, где можно оттачивать мышление.


Интервью: Светлана Морозова
Фото: Юрий Цой
Материал опубликован в журнале «Человек Дела» №2 (16), апрель-май 2017


Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Спасибо команде Chief Time за полезную  деловую информацию, за возможность иметь представление о том, что происходит в деловой среде нашего города, о людях, которые  создают эту среду. 

Эльчин Алескеров, генеральный директор стоматологической клиники Dental House