бизнес журнал

Дмитрий Баранов: «Что такое инициация»

Дмитрий Баранов: «Что такое инициация»

Дмитрий Баранов, антрополог, заведующий отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея, кандидат исторических наук о процессе инициации 

В течение жизни каждый из нас проходит инициации, но мы не всегда понимаем, что это они. Я сам узнал об этом термине уже во взрослом возрасте, когда учился в университете. Любой экзамен – это инициация, получение профессии, диплома, первое выступление на публике, все, что связано с изменением стиля жизни и статуса человека, можно описывать как обряд инициации. Другое дело, что это может быть развернутый во времени обряд, а может быть краткий, может быть более глубокий, фундаментальный, а может быть достаточно поверхностный.

Что такое инициация

Обряд инициации оформляет качественный скачок в жизни человека. Постепенно изменения накапливаются, но чтобы они стали релевантными, то есть реальными, они должны быть оформлены ритуалом. А чтобы стать другим, нужно убить в себе нечто прежнее, старое. Любой обряд инициации связан с драматическим моментом – ты прощаешься с чем-то безвозвратно, меняешься даже физиологически, не говоря уже о социальном аспекте.

Участники процесса

В обряде инициации всегда присутствуют руководители – это авторитетные люди, вожди, имеющие высокий статус, старики или старейшины, которые контролируют происходящее. Они в свое время удачно прошли испытания и добились успеха в жизни. Главный участник – посвящаемый, тот, кто проходит обряд инициации. После прохождения он становится неофитом.

Этапы перерождения

Инициация часто трактуется в узком смысле как «посвящение». На самом деле этнографы, а я буду говорить как этнограф, описывают обряд инициации как очень сложное действие, растянутое во времени и включающее в себя по крайней мере три этапа.

Первый этап. Посвящаемый готовится к символическому умиранию, что в реальности выражается в урезании пищи, в изоляции, в каких-либо других ограничениях жизнедеятельности человека.

Второй этап, центральный – это символическая смерть, которая в разных культурах проявляется через психологические испытания, физические, эмоциональные, интеллектуальные тесты. Бывают жестокие обряды, связанные с отрубанием пальцев, нанесением шрамов, татуировок, стрижек, например, если мы говорим про архаичные или экзотические традиции. Эти действия в отношении посвящаемого символизируют смерть, которая означает уход в какое-то первоначальное состояние, обнуление предыдущего опыта, чтобы с новыми силами, с новыми качествами продолжать жить и работать.

Третий этап – это возвращение в пространство культуры, в социум, возвращение к жизни уже обновленным. У посвященного другое имя, другая внешность, другая одежда, другие знания, другое качество. Он уже другой.

Зачем умирать

Состояние временной смерти – это необходимое условие для прорыва в духовные глубины. И это очень болезненно. Возьмем традиционную русскую свадьбу, которая тоже является обрядом инициации. Просватанная девушка постепенно «умирает», что выражается в ограничении пищи, в том, что она не может говорить, ходить, ее носят, видят как мертвое тело. Чтобы стать замужней женщиной, ей нужно умереть в качестве девушки. И кульминация смертных мотивов – это девичник, канун свадьбы. Невеста плачет, бьется руками и головой об стол с такой силой, что раскалывает его. При этом ничего не чувствует, потому что она как мертвая. Ее моют в бане, расплетают косы. Она лишается всех внешних признаков культурного статуса ради новой жизни. А уже на следующий день она постепенно возвращается к жизни. У нее меняется прическа, меняется одежда, меняется имя – была просто Маша, Машка, стала Марьей Ивановной. Меняются родители, родители мужа становятся ее родителями, меняется дом и окружение. И постепенно появляется веселость, женщина начинает есть, говорить. Обновленная, она возвращается к жизни.

Непройденный шаг

Если человек не прошел какой-либо этап, тогда он не прошел обряд инициации. Такое часто бывает в разных культурах. Возьмем классический обряд инициации: если человек не выдержал боли, громко кричал или убегал, когда делали операции на теле, татуировку или обрезание, то его считают недостойным, несозревшим для перехода. Если инициация не пройдена, то человеку нельзя, например, жениться, заниматься охотой, получать сакральные знания и т.п. Он продолжает жить в своем сообществе, выполнять необходимые функции, но он не мужчина. Он – так называемого третьего пола.

Возможны варианты, когда человек вообще отказывается от обряда. Подобное поведение характерно для людей с ярко выраженными маргинальными чертами. Зачастую они становятся изгоями. При этом они способны совершать прорывы в своем «неверном» направлении. Множество примеров тому есть в академическом мире – ученые, уважаемые люди, читают лекции, но не имеют никакого статуса, потому что слишком выделяются, они интересные, они занимают свою нишу, но руководителями никогда не станут.

Инициация в бизнесе

В сфере бизнеса или карьеры инициация как переход в новое качество может проявляться через изменение статуса сотрудника. Оно всегда сопровождается испытанием – супертяжелым, даже невыполнимым заданием, экстремальными сроками. Модель «или пан, или пропал» вообще очень важна для обряда инициации. Иногда требуется отказаться от культуры, от коллективного опыта, полагаться только на себя. Сотрудник может резко изменить ритм жизни – отправиться в длительную командировку или на стажировку за границу, начать новый сложный проект. Его символической смертью может оказаться уход из коллектива или даже чисто пространственное перемещение. Кстати, зачастую обряд инициации описывается через пространственный код, через пространственное перемещение, путешествие. Так интерпретируется уход из привычного, обжитого, в некую неизвестную сферу. Ведь если взять реальную практику назначения, изменения должности, то человека переводят на новое место. А это всегда в определенном смысле шок, потому что ты лишаешься комфортного места – того пространства, которое позволяло тебе сохранять стабильность, лишаешься поддержки коллег и вещей. Поэтому ты переносишь что-то из старого кабинета в новый, захватываешь кусочек прежней жизни. Это тоже распространенная практика в традиционной культуре: брать частичку прошлого, чтобы смягчить резкость изменения. А затем наступает этап освоения нового пространства с помощью каких-то символических действий.

Третий этап – в карьере возвращение к жизни в новом статусе выглядит как смена одежды, прически, стиля поведения. Тебя по-другому могут называть, по имени и отчеству, например. Ты выстраиваешь дистанцию со своими бывшими коллегами, потому что любая организация всегда структурирована, это всегда организация неравенств. Новое положение лишает тебя определенной внутренней свободы. За новый уровень нужно платить какую-то цену. Таков драматизм любого изменения твоего ранга. Это не хорошо и не плохо, есть свои минусы и плюсы, и они сбалансированы. В новом статусе возрастает ответственность, повышаются риски, поэтому не каждого человека можно ставить на какой-либо пост, не каждый человек сможет преодолеть трудности и решить задачу.

Зачем нужны испытания?

Встряска или испытание в первую очередь нужны самому неофиту. И он знает, что обряд инициации связан с психологическим и физиологическим дискомфортом, и это всегда шок. Бывает, шок человека губит, а бывает – освобождает. Потрясение необходимо, чтобы понять, готов ли ты к новому. В традиционной модели существовало даже переодевание в маски животных, в шкуры. Возвращение в нечеловеческое состояние, отказ от культуры необходим для того, чтобы заново оценить то, что она дает, чтобы убрать замыленность взгляда, привычный фон. Обряд инициации – это шок, потрясение и рефлексия неофита, который должен ответить на вопросы: «Кто я такой?», «На что я способен?»

Что делает руководитель?

Руководитель создает определенную стрессовую ситуацию для посвящаемого, потому что только в ней человек проявляет свои возможности и лидерские качества. Здесь важно действовать так, чтобы неофит понял: данная ситуация обусловлена объективными обстоятельствами. Это не проверка для развлечения, это та ситуация, в которой он должен предложить решение. Не должно быть подтекста: «дай-ка я тебя испытаю, годишься ты или нет». Такой посыл противоречит философии инициации, которая нужна не руководителю, а самому неофиту. Это результат его развития. Это он дошел до такого состояния, что если ничего не изменится, то будет тупик. Либо он остановится, либо сделает скачок. Кроме того, руководителю должно быть с первого раза понятно, каков предел человека, что не может быть потребности во втором испытании. И если он видит, что неофит не прошел инициацию, значит, не нужно ему идти этой дорогой, у него другой путь. Наконец, руководителю важно провести ритуал торжественного перевода человека в новую должность или состояние. Это должно произойти прилюдно, в присутствии коллег. Таким образом, процесс инициации завершится как для неофита, так и для сообщества, для коллектива.



Материал опубликован в журнале «Человек Дела» #12, октябрь 2016




Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Наша история о себе, о том, как мы создавали компанию в рубрике «Гость номера» оказала заметное влияние на доверие к компании в целом. Партнеры и соискатели узнали о нас больше, многие заочно познакомились с нами благодаря подписке на журнал. Интервью понравилось и нашим клиентам – отношения стали более доверительными...

Александр Гарашкин, генеральный директор компании «Фонд Квартир»