бизнес журнал

Игорь Родченко: «Давайте говорить без страхов и упреков»

Игорь Родченко: «Давайте говорить без страхов и упреков»

Основатель первой в России речевой тренинговой компании IGRO рассказал ЧД о трех главных правилах успешной коммуникации, ≪культуре кокоса и абрикоса≫ и любимом деле, которое снимает все зажимы

Игорь, традиционно считается, что наши люди в публичном пространстве держатся хуже западных коллег: мнутся, теряются, переходят на суконный язык. Вы с этим согласны?

Да, и эту разницу я хорошо чувствую. Потому что постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда умные, яркие люди оказываются неспособны публично выразить свое мнение, донести мысль. Мне кажется, здесь нужно обратить внимание на два момента.

Во-первых, слабая школа. В Англии или Франции ребенок идет учиться, у него еженедельные дебаты, он отстаивает свою позицию. Его учат формулировать мысль, он привыкает выступать в публичном пространстве. Целая сеть развитых клубов помимо школьного образования поддерживает эти навыки. У нас в России развитию публичной речи уделяется намного меньше внимания.

И второй момент – крайне важный, хотя о нем мы привычно не говорим. Он связан с какой-то удивительной особенностью нашей культуры, поддерживающей зависимость человека от чужого мнения. Всем важно, что про них подумают. И оказавшись в публичном пространстве, многие испытывают высочайший уровень волнения, ведь на них смотрят, их оценивают. Люди это с трудом переживают. Мощный психологический и физический зажим не дает им возможности раскрыться.

И отсюда наша нелюбовь к публичности и самопрезентации?

Сложный вопрос. Дело в том, что в нашей российской культуре – не русской, а охватывающей пространство русского языка, демонстрация себя всегда считалась делом не благим. Так исторически сложилось: религия, холодный климат, бескрайние пространства – множество факторов. Мы в нашей компании с подачи Анны Валл обычно говорим, что в коммуникации существуют две культуры – ≪культура кокоса≫ и ≪культура абрикоса≫.

Когда я вижу человека-кокоса, я встречаюсь с этой внешней шероховатостью, твердостью, которая меня отталкивает. Такой тебе не улыбнется, с объятиями не полезет. Но когда проберусь внутрь, к тому молочку, мы, что называется, семь баянов вместе порвем. Потому что там, внутри, мы родные и близкие. В то же время культура абрикоса принимает меня мягкостью, красотой, пушистостью. А когда я внутрь пройду, то, возможно, найду твердую косточку и зубки свои обломаю. Так вот, возвращаясь к идее самопрезентации: я думаю, что нашей культуре несвойственна демонстрация внешнего, но эту особенность мы сегодня стремимся преодолеть в поиске разумного баланса между внутренним и внешним.


ИГОРЬ РОДЧЕНКО – тренер по публичным выступлениям; основатель первой в России речевой тренинговой компании IGRO (IGor ROdchenko); автор собственной методики и технологии обучения умению выступать публично. Специалист по управленческой речевой коммуникации. Проводит корпоративные и открытые тренинги, курсы и индивидуальные консультации.

А есть ли в российском бизнесе положительные примеры, которые, с вашей точки зрения, демонстрируют важность публичного умения донести свою идею, смысл, суть?

Первый, кто приходит в голову, – Герман Греф. Мы можем по-разному относиться к ≪Сбербанку≫ и его политике, но у меня нет сомнения в том, что его лидер в публичном пространстве задает вектор развития своей компании. Он рассказывает нам о его стратегии и этим помогает ≪Сбербанку≫. При этом Греф является еще и трендсеттером, законодателем моды в самом пространстве публичного выступления. Ему подражают, его копируют.

Но подражание Грефу вряд ли поможет уйти от внутренней зажатости или излишней скромности. Как работать над этими проблемами?

Возможно, вы удивитесь, но ответ содержится в названии вашего журнала – ≪Человек Дела≫. Человек, который заботится только о впечатлении, всегда будет зависеть от чужого мнения. А когда ты обнаруживаешь собственное дело, когда ты им всерьез увлекаешься, тогда твое внимание переключается на работу, и дело становится тем крючком, который вытаскивает тебя из зависимости. Люди дела, как правило, свободны. В публичном выступлении, чтобы избавиться от страха, нужно просто ≪взять свою лопату и копать свой огород≫, а не думать о том, какую оценку тебе поставят. Дело освобождает тело.

С какими явными ошибками вы сталкиваетесь, когда люди приходят к вам на занятия?

Например, канцелярская речь. Человек будто зашит в костюм делового, формального языка. А публичное выступление – это зона эмоциональных отношений. Ты не можешь убеждать, воодушевлять языком канцелярского послания. Это одна из самых распространенных сегодня проблем. Мы как будто не способны выйти за рамки официального документа и заговорить просто и образно. Нам приходится взламывать этот лед, и когда лед ломается, мы видим человека, обладающего невероятной яркостью и способного к мощному влиянию.

Вторая ошибка – отсутствие контакта с аудиторией. Въелась в нас эта школьная привычка стоять у доски, где твоя единственная задача – произнести текст, показать учителю, что ты его знаешь наизусть. И вот ты стоишь, руки домиком сложил, на аудиторию почти не смотришь, свой текст озвучиваешь. А люди привычно позевывают. Если выступаешь публично – разговаривай с людьми. Внимание на 99% должно быть в аудитории, а не на слайдах, тексте или себе.

При этом большинство руководителей прекрасно знают, что слово работает только на 20%, а остальные 80% – невербальная коммуникация?

Вот жаль, что они это знают! Лично у меня к этим исследованиям есть большой вопрос. Потому что когда человек в публичном пространстве взаимодействует с нами, мы не так зависимы от его жестикуляции. Она не несет той смысловой нагрузки, какую несет содержание его речи. И здесь возникает третья проблема, с которой мы работаем: это доверие к сведениям, не всегда обоснованным, проверенным временем, отсутствие критического мышления. Есть программы, где рассказывают, что вот таким-то образом нужно держать руки, чтобы показать открытость, или вот так-то ставить ноги. Но не существует образа идеального оратора, которому надо подражать! Необходимо обнаружить свое публичное ≪я≫, найти себя как оратора. Да, моя жестикуляция может быть более экспрессивной, чем ваша. Но если она органична и не мешает донесению смысла, она хороша. Наша задача – не поставить каким-то образом жест, а сделать жестикуляцию не мешающей донесению смысла и контакту с аудиторией.

Предположим, я – руководитель и хочу стать хорошим оратором. С чего мне начать?

С понимания технологии. Публичное выступление – это искусство. И у этого искусства есть свои законы. Их можно изучить самому, читая литературу. Даже если открыть только трактат Цицерона ≪Об ораторе≫ и прочесть его, то удивишься безмерно, что многое из того, что мы применяем сегодня, было изобретено еще тогда. И это будет очень хорошая школа.

Второе правило – постоянное напряжение ума. Мы никуда не денемся от того, что публичное пространство требует смысла. Когда я о чем-то говорю, то хочу говорить вещи добрые, умные, правильные. Откуда они возникают? Из книг, которые я читаю, из впечатлений, путешествий, из картин, на которые я смотрю в галерее. У меня большая библиотека, и каждый вечер я беру книгу с полки – это может быть сборник стихов Клюева, проза Шаламова или размышления Розанова. Эти строки пробуждают движение моей мысли. Когда на следующий день я иду публично выступать, мой ум уже настроен на интеллектуальную работу. Ему гораздо легче рождать мысль, и она не связана со стихами и живописью – это могут быть свежие бизнес-идеи. Когда мы не напитываем мозг водой знаний и образов, он быстро засыхает. И тогда мы сталкиваемся с той проблемой, о которой я говорил, сужение кругозора приводит к формализации речи, сужению языкового пространства, к невозможности выразить мысль.

Третий момент – любая коммуникация требует больших физических усилий. Я иногда выступаю полчаса, а такое ощущение, что вагон разгрузил. Так вот, обязательное условие успешного публичного существования – физические нагрузки. Ты должен себя тренировать, поддерживать в хорошей физической форме. И не только потому, что приятно хорошо выглядеть, но и, прежде всего, чтобы поддерживать высокий уровень энергообмена, необходимого для завоевания аудитории.

Резюме

• Если выступаешь публично – разговаривай с людьми. Внимание на 99% должно быть в аудитории, а не на слайдах, тексте или себе.

• Жестикуляция может быть экспрессивной. Если она не мешает донесению смысла, она хороша.

• Публичное пространство требует постоянного напряжения ума. Настроить мозг на интеллектуальную работу помогает чтение книг, приобщение к искусству.

• Физические нагрузки – обязательное условие успешной коммуникации. Тренируйтесь, поддерживайте хорошую физическую форму.


Интервью: Тимофей Кареба 
Фото: Юрий Цой
Материал опубликован в журнале «Человек Дела» №2 (16), апрель-май 2017


Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Chief Time – это эталон профессионального делового издания, которое всегда идет в ногу со временем.

Елена Беседина, генеральный директор «О2 Недвижимость»