бизнес журнал

Лев Гордон: «Людей объединяет любовь»

Лев Гордон: «Людей объединяет любовь»

Автор идеи интегрального развития города Лев Гордон – о том, чего не хватает мэрам, чем больны современные территории и что нужно для запуска трансформации

Вы стали автором целого течения – «живые города». Как пришли к этой идее?

Развитием города я занялся три года назад. Для меня это была абсолютно новая сфера. Я всегда думал, что городом управляет мэр, администрация, а мы, граждане, тут ни при чем, живем каждый своей жизнью. И поэтому, когда ко мне пришли представители ижевского мэра, который на тот момент пару лет, как приступил к обязанностям, – я удивился. Впервые на моей практике руководитель города сказал «я не знаю», потому что в обычной системе управления чиновник должен делать вид, что все знает. Но мэр Ижевска обратился, в том числе, ко мне, и спросил: «Можно ли разработать научную стратегию развития города?»

Почему он вдруг обратился к вам?

Узнал, что долгие годы я занимался корпоративной стратегией в крупных национальных компаниях. Городами я не занимался, но рискнул. Провел много интервью, проанализировал ситуацию и обнаружил удивительный факт, что большинство управленцев даже высокого уровня никто никогда не готовил к управлению городами. Они знают только базовые вещи, схематичные, которые не связаны с развитием территории. Тогда мне стало интересно, и я решил изучить, что делается в России и в других странах, как города разрабатывают свои стратегии развития. Потом собралась маленькая команда, мы провели исследования, нашли по всей стране, может быть, пять-шесть хороших примеров, проинтервьюировали консалтинговые компании, несколько крупных корпораций и… Поняли, что ни одна из них не решает наших задач, а именно: перевода города в режим стратегического, целенаправленного, непрерывного развития. Нет никаких людей, которые лучше нас знают, что делать.

А мы – это кто?

Это несколько человек 35-45 лет, топовые ребята с большущим опытом в бизнесе, политтехнологиях, инвестициях, энергетике. Но главное – это люди, которые хотят вложить душу в развитие своего города. Это нас всех объединяло. Посмотрев на уровень компетенции городской администрации, мы решили, что должны взять на себя ответственность за будущее города. Случился переход в позицию субъекта развития, которую, как мы потом поняли, никто даже из крупных бизнесменов на себя не берет, ни в малых городах, ни в средних, ни в крупных. Мы всегда передаем ответственность за будущее власти, а власть не настроена и не построена по принципу развития, она только поддерживает функционирование, и то на базовом уровне выживания. Москва, Петербург, очевидно, немного исключения, потому что здесь больше ресурсов. В общем, мы создали ассоциацию развития города.


Лев Гордон, сооснователь и программный директор Всероссийского Форума Живых городов, cооснователь Ассоциации развития города (АРГО). Член экспертных групп при Государственной Думе РФ, Общественной палате РФ. Президент Фонда развития образования, просвещения, правовой культуры и содействия правоохранительной деятельности (Фонд Гордона). Эксперт в вопросах интегрального городского развития, стратегии, коммуникаций, лидерства, личностного развития и развития руководителей. Имеет 12 лет опыта работы на руководящих должностях в ведущих мировых компаниях в Швейцарии, Голландии, России и США.

К тому времени мы познакомились с интегральной теорией – целостным подходом к любому вопросу. Например, обычно люди думают: дороги, дома, мэрия, каналы, набережные – это город. То есть, инфраструктура, система управления, администрирование. А город, прежде всего, – это люди, технологии, гуманитарные материи. Сообщество горожан как система коммуникаций. Проблему города надо решать в совокупности всех его составляющих.

Какую именно проблему города?

Интегральный город состоит из нескольких сегментов: бизнеса, власти, некоммерческих организаций, вузов, СМИ, активных горожан и других. Чтобы целостно себя проявить, городу нужно наладить диалог между всеми составляющими. Сначала – общее формирование будущего, а потом совместное делание, движение к этому будущему. Почему это важно? Город – живой организм, по типу человеческого тела, всего его клетки, органы и системы должны слаженно взаимодействовать. Но вы же понимаете, что городские системы часто инертны, некоторые люди закрыты, среди нас много обиженных, с травмированной психикой, тех, кто начинает критиковать, вместо того, чтобы предлагать и работать. Современный город глубоко болен. В нем отсутствует доверие между людьми, соседи не здороваются друг с другом, нет диалога между институтами, бизнес и власть не доверяют друг другу. На это накладывается травматический опыт крушения Советского Союза, идеологии, ценностного строя, системы экономических взаимоотношений. Целая серия развалов предыдущих связей привела к тому, что сегодня мы все еще никак не выберемся из того сложного периода с разрушенными социальными связями, с разрушенной системой доверия и разрушенной системой коммуникаций. Города и регионы отражают это состояние.

И что с этим «добром» делать?

Чтобы сдвинуть город, перевести его на другой эволюционный уровень, сделать его более гибким, мобильным, привлекательным для внешних и внутренних пользователей, необходимо выявить лидеров – во власти, бизнесе, некоммерческом секторе, среди активных горожан. Объединить их через коммуникации и совместную деятельность. Эта группа людей станет постепенно, через годы, субъектом развития города, невзирая на выборные циклы.

Соответственно, когда мы во всем этом разобрались, все вдохновились, у нас же было стратегическое мышление… Но нас настигло новое открытие… Вдруг мы поняли, что Ижевску стратегия не нужна. Стратегия нужна субъекту, который будет ее реализовывать. А чтобы стать субъектом, автором реализации стратегии, требуется две вещи. Нужна длинная воля: я хочу, я уверен, я буду исполнять задуманное сколько понадобится, хоть пять, хоть двадцать лет. Как знаменитый лидер, который Сингапур трансформировал в течение двадцати пяти лет. А вторая вещь – нужны длинные ресурсы. Я должен понимать, что на все годы имею ресурсы для реализации тех самых умных шагов развития.

То есть мэр города не обладает ресурсами и волей?

Функция мэра близка к номинальной. На самом деле в городе около десятка субъектов, которые влияют на городскую жизнь: крупный федеральный и региональный бизнес, силовики, теневая экономика, горожане, правительство и т.п. И никто из них, как правило, не доверяет другим, преследует личные, корпоративные или организационные интересы. Зачастую они даже не общаются между собой, кроме редких случаев выборных кампаний. Отсюда произошел наш следующий вывод – чтобы запустить изменения, необходим коллективный субъект. Только у объединения лидеров возникает невероятная сила.

Где во всем этом место для бизнеса?

Людей объединяет любовь – к городу и друг к другу. А с лучшими идеями, практиками и технологиями, взятыми именно из бизнеса – потому что бизнес более эволюционно-продвинутый, чем другие системы – все это создает невероятный эффект ускоренного развития территории. Во-первых, начинается продвижение города на национальном уровне, во-вторых, развивается среда, из которой не хотят уезжать люди. На местах скапливаются таланты, растет конкуренция между городами, увеличивается поток инвестиций. Так возникает живой город. Вот слагаемые эффективного территориального бренда: коллективный субъект с длинной волей и ресурсами, любовь и взаимное доверие внутри городского сообщества и наличие коллективной движущей силы. 



Материал опубликован в журнале «Человек Дела» #11, сентябрь 2016




Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Сотрудничество с редакцией Chief Time — одно удовольствие. Это всегда интересное человеческое общение с восхитительным результатом.

Олег Никифоров,  генеральный директор и совладелец Richness Realty