бизнес журнал

Павел Лукша: «Создавать свои сообщества»

Павел Лукша: «Создавать свои сообщества»

Ученый Павел Лукша – о неравнодушных горожанах и гражданах, о городе будущего и живой энергии

Каковы, на ваш взгляд, самые яркие тренды городских трансформаций, в которые было бы не плохо встроиться бизнесу?

Я бы сказал, что сейчас очень интересное время. Время большой стратегической развилки в стране. В связи с экономическими и геополитическими событиями мы оказались в условиях сверхдоминирования парадигмы централизации и огосударствления. В этом есть свои плюсы: государство может собирать ресурсы, задавать общие стандарты. Но при этом, увы, вытесняется живая энергия людей. Все начинает формализовываться, стандартизироваться.

Привычные форматы, которыми мы раньше оперировали – школы, университеты, музеи, бизнес-площадки – начинают двигаться в парадигме унификации. Люди это чувствуют, понимают, что это не совсем то, что им нужно. Им нужно живое место, где они могут совместно созидать. Творчество все же не по регламенту идет, а по зову души. Отсюда парадоксально возникает возможность проявиться тем, кто готов работать с неформальными сообществами, с менее зарегулированными секторами, городскими движениями, с городскими активистами, инициативами. Бизнесы, которые не встраивают в себя компонент сообществ и которые не выстраивают сообщества вокруг себя, долгосрочно не дееспособны.

Есть какие-то примеры?

Если мы посмотрим на хрестоматийный пример Apple, то вся капитализация компании основана на одной простой вещи – она выстроила когда-то очень лояльное сообщество людей, готовых покупать любой продукт, просто потому что это продукт Apple. Компания создала вокруг себя сообщество потребителей, развивается за счет него, учится слушаться этого сообщества. С другой стороны, учится убеждать людей в своей правоте. То есть бизнес создал идентичность этих людей. 

Сейчас любой серьезный игрок рынка – это коммьюнити-менеджер в широком смысле. В чем секрет успеха крупнейших автомобильных компаний? В том, что они на самом деле очень эффективно контролируют своих поставщиков, свое сообщество. То же самое с горожанами: за счет того, что люди начинают видеть, как сообщества пробуждаются, начинают что-то менять, во многих городах возникла тема неравнодушных граждан, меняющих среду несмотря ни на что.

Бизнес входит в эти активные группы?

Бизнес слишком зависит от позиции власти, потому что ему есть чем рисковать. Быть зачинщиком изменений бизнесу не комфортно. Но мне как бизнесмену и горожанину, безусловно, не все равно, где и как я живу. Поэтому если бизнес не работает с сообществами, то в будущем это мертвый бизнес. А локальные предприятия, которые производят товары больше про людей, должны включать сообщества в себя. То есть интегрировать горожан.


Павел Лукша, основатель Global Education Futures, профессор. Тесно сотрудничает с Агентством стратегических инициатив, Российской венчурной компанией, Сколковским центром развития образования, Сколковским институтом науки и технологии и другими ведущими российскими институтами в области образовательных практик и высоких технологий. С 2014 года выступает представителем России в Совете по развитию навыков стран БРИКС. Является сооснователем и программным директором «Форсайт-Флота» – одного из самых масштабных мероприятий по обучению мышлению будущего. 


Есть какие-то вещи, которые могут помочь малому, среднему бизнесу территориально? Проиграть «Пятерочке» ведь можно запросто.

Я про это и говорю. Проигрывать «Пятерочке» можно до тех пор, пока вы конкурируете с ней на ее поле. «Пятерочка» не может конкурировать на вашем поле. Если вы, к примеру, шьете косоворотки и участвуете в фестивалях славянской культуры или помогаете их организовывать, вы создаете локальную аудиторию, которая будет покупать ваши товары, а не ходить в стандартные магазины. Нужно научиться создавать свои сообщества.

А если для этих целей объединиться, то мы можем получить достаточно внимания, ресурсов и узнаваемости. Так в выигрыше оказываются все, кто начинают играть в городскую идентичность. Представим город Мышкин. Ему помогли вырастить свою идентичность вокруг темы мыши, каких-то старых мануфактур, которые работали два века назад. Городок стал пристанью на пути туристов. И он начал процветать.

Несколько предпринимателей в одиночку не могут перезапустить город – это слишком дорого. Но если люди объединяются и начинают действовать, то это создает некоторую коллективную движуху туристов, инвесторов… Появляется идея, которая делает город оригинальным, уникальным для разных людей.

Как выглядит территория будущего с позиции предпринимателя?

У нас есть манифест живых городов, мне кажется, мы в этом плане уже зафиксировали много требований. Есть миллион разных вариантов, как создать город будущего: технологии завтрашнего дня, интернет-сообщение, дроны в небе и растения на стенах и крышах. Это тренды на экологизацию, на технологизацию, индивидуализацию, распространение интернета вещей. Но самое важное заключается в принципе живости. А живость у нас определяется очень просто – живая энергия течет или не течет. Можно построить очень красивый офисный или жилой комплекс, но почему-то там никто не хочет работать, бизнесы разоряются, семьи распадаются. В этих домах никто не хочет жить, и дети там не смеются, и старики там не ходят. Потому что все определяется тем, где находится реальная живая энергия людей, где им нравится находиться, где они проводят время, общаются, что-то совместно делают, творчество, счастье, новый опыт. Вот там и есть настоящий город будущего, потому что только там и есть жизнь, значит там, обязательно что-то возникнет. 



Материал опубликован в журнале «Человек Дела» #11, сентябрь 2016




Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Спасибо команде Chief Time за полезную  деловую информацию, за возможность иметь представление о том, что происходит в деловой среде нашего города, о людях, которые  создают эту среду. 

Эльчин Алескеров, генеральный директор стоматологической клиники Dental House