бизнес журнал

Сергей Федоринов: «Зачем подключаться к микроволновке»

Сергей Федоринов: «Зачем подключаться к микроволновке»

Сергей Федоринов, основатель ЦКБ-42, рассказал о новой коммуникационной среде, двух сторонах тотального контроля и интернете вещей как способе создания максимально комфортной городской и бизнес-среды.

Сергей, матрица нас все-таки поглощает?

Иногда я замечаю, что у людей есть такое ощущение, что интернет – это некая волшебная среда, придающая какое-то новое качество существующему бизнесу – это, конечно, ошибка. Интернет – это просто новая коммуникационная среда, в которой можно делиться информацией с новой скоростью. И если продукт не очень качественный, то просто с помощью интернета это станет общеизвестным намного быстрее. Все!
Здесь возникает множество ловушек сознания, но не надо придавать интернету какие-то особые качества. Возможно, они и рождаются – за счет скорости коммуникаций, но не более того! Тот же ФБ, или ВК, или огромные чаты, это ни что иное, как способ общения людей.
И вот сейчас подходит к концу эпоха: соцсети заполнены, идет репликация, люди уже наобщались, теперь они начинают подтаскивать в сеть свой ближайший круг – те предметы, которыми они обычно пользуются. И здесь находится грань возникновения IoT – интернета вещей. У нас уже есть смартфон, это была первая интернет-вещь. Потом стали подключать телевизоры, холодильники, датчики систем умного дома, технологические ритейловые форматы, которые оценивают, где человек находится, что выбирает и покупает, и так далее...

Интернет вещей сейчас шагает в сторону сбора информации о человеке – если конечно он это разрешает, и о том, что человеку дорого. Там же возникает понятие группового использования. То есть, датчики внутри квартиры могут быть доступны всей семье, а те, что настроены, к примеру, внутри магазина, – всем сотрудникам компании. Важно, что если раньше подобные сети создавались отдельно, то сейчас это все делается в интернете, где достаточно места и вполне безопасно. Миф о недостаточной защищенности сети уже развеян, поэтому сегодня можно пользоваться стандартизированными интернет-решениями, иметь свое пространство, куда подключены не только друзья, но и вещи.

И все-таки, какие опасности здесь возникают?

Что обычные холодильники без интернета вдруг резко перестанут продаваться – я такой опасности не вижу. Все это будет происходить очень медленно и поэтапно. Всегда существует этап повышенного интереса на входе, потом отлив и следующее пришествие – с большим осмыслением, когда это становится технологией или даже отраслью.

«ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУК- ТОРСКОЕ БЮРО – 42» (ЦКБ- 42) основано в 2016 году. Компания предоставляет услуги по созданию и развития бизнеса «под ключ в обмен на премиальные бонусы или долю в компании-заказчике. ЦКБ-42 работает как со стартапами, так и с опытными предпринимате- лями. В отличие от консалтинговых компаний, ЦКБ-42 не только объяс- няет собственнику бизнеса, как ему нужно поступить, но также берет на себя ответственность за организа- цию и проведение этих работ.

Сейчас у нас первый этап, когда мы изучаем IoT-пространство. Конечно, его надо защищать, иначе кто знает, кто и зачем подключится однажды к вашей микроволновке? Здесь есть реальная проблема, и системы контроля, отключения и перехода в обычный режим постоянно должны нарастать. Второе – это наши привычки. Мы попадаем в зависимость, и уже сегодня, когда начинает сбоить интернет, например, в навигаторе, мы чувствуем свою несостоятельность. Насколько в будущем мы будем зависеть от множества гаджетов, насколько сбои в сети будут блокировать нашу жизнь? Тот же транспорт стремится к автоматическому управлению. Но сможет ли потом человек перехватить управление в случае неполадки – это вопрос. 

Опасна и личная атрофия, когда без сотового мы уже себя не мыслим...

А потеря приватности жизни и тотального контроля?

Это двусторонний вопрос. С одной стороны, мы все ратуем за свободу, но готовы ли мы к такой свободе? Являемся ли мы состоятельными людьми с точки зрения ответственности за свои поступки? Нет, большинство из нас – дети, которым нужны границы, чтобы прощупывать зоны безопасности для себя. А система контроля позволяет вызволять людей из неприятностей. Например, автомобиль, которым я пользуюсь, в случае аварии сам позвонит спасателям. Уже существуют датчики, которые на ранней стадии диагностируют инфаркт, способны передать информацию в интернет и спасать жизни. Так что это другая сторона – когда я подключен, мои шансы на спасение в случае опасности возрастают. И я согласен чтобы за мной следили, если это дает безопасность. Ну и миф о тотальной слежке мне кажется слегка преувеличенным. Это решается на уровне идеологии, а мы сейчас говорим о технологии.

Где в России сейчас вы видите наиболее перспективные направления для развития рынка IoT?

Россия – это в хорошем смысле странная страна. Несмотря на распространенное мнение, мы не идем след в след за Западом, многие этапы мы проглатываем. И сейчас у нас есть целый ряд перспективных направлений. Например, мониторинг физического состояния и наблюдение за здоровьем граждан, непосредственное общение с больными, мониторинг их состояния – одни из стратегических направлений развития медицины. Розничная торговля: технологии будут нарастать, хотя проблема состоит в том, что у нас накоплен опыт классического управления торговлей, и он тормозит внедрение IoT. До интернета сознание должно дойти.

Автоматизация операционной деятельности и поддержки ремонта оборудования – это в меньшей степени, это сопутствующая деятельность. Также я пока не вижу перспектив для фабрик и заводов – у нас нет таких предприятий, хотя я собираюсь двигаться именно в этом направлении в отношении малого бизнеса.

А вот «умный город» и в контексте его «умный транспорт» – снова да. У интернета вещей есть такое свойство: он эффективен там, где связан либо непосредственно с человеком, как в случае с медициной, либо это регулярные типизированные технологические процессы – такие как передвижение городского транспорта. Не важно, на уровне города или предприятия это происходит, система контроля и управления будет лучше работать без людей. IoT вообще призван заменить огромное количество менеджмента, который выполняет сейчас контролирующие функции.

А общение с государством?

Как и любая технология, IoT является следствием. Если у госслужащих будет идея создания удобного коммуникационного пространства, то технологии придут. Но сначала нужно захотеть, увидеть мотивацию. Сам интернет вещей не создает мотивационную базу для чиновников, но он был бы здесь очень эффективен.

Для кого сейчас IoT – более благодатная ниша: для бизнеса или для государства?

Я бы рассматривал три сферы: государство, бизнес и общество. Для государства это единая система безопасности, контроля, которого многие боятся, но который может помогать. Для бизнеса – это розничная торговля, логистика и производство. Если будет связь с государством в части процедур, которые носят регулярный характер, лицензирования или таможенных процессов, например, это будет здорово. Ну, а гражданам IoT поможет лучше и качественнее жить: мониторинг здоровья, подключение на работе и дома в систему объективного контроля и присутствие в городской среде – чтобы я чувствовал, что я и моя семья защищены.

В Петербурге и Москве уже давно кажется странным отсутствие интернета, но в регионах – это нередкое явление. Чем на ваш взгляд вызвана такая примитивная, казалось бы, проблема?

Есть такая вещь, как соперничество технологий. При этом либо одна технология заменяет другую – как в свое время мобильный заменил городской телефон, либо дополняет ее, делая более доступной. И дифференциация между столицами и регионами вызвана именно этим. Сейчас там пока технологии прошлого. Но как только какие-то международные операторы предложат технологию, например, без роуминга, это произойдет. Это нормальный процесс: изменения происходят, когда возникает и нарастает потребность в новом продукте. Мотивация идет и от потребителя, и от производителя.

Текущие тарифы – это текущая гармония системы. Если сейчас выстроится совокупность интернета вещей, которая запросит резкого снижения тарифов, а компании поймут, что снизив тарифы, они получат больше клиентов – они это отработают. Я лично не сторонник любых контролирующих действий, я за естественное мотивационное развитие. Все растут, как умеют, но в борьбе за среду необходимо договариваться. 

Интервью: Светлана Морозова
Фото: Юрий Цой
Материал опубликован в журнале «Человек Дела» №4 (18), сентябрь-октябрь 2017


Livejournal
(Нет голосов)


Комментарии:


Ваше имя: 

Введите Ваше сообщение

:









Журнал Chief Time для iOS Журнал Chief Time для Android

 

ht
отзывы о журнале
x
отзывы о журнале
Сотрудничество с редакцией Chief Time — одно удовольствие. Это всегда интересное человеческое общение с восхитительным результатом.

Олег Никифоров,  генеральный директор и совладелец Richness Realty